Инструкция участника Форума |
10:00 — 10:08 |
Торжественное открытие работы зала «Музыкальное образование. Выступление оркестра «Метелица». |
||
СПб ГБУК ЛО «Государственный оркестр русских народных инструментов «Метелица» им.Н.И.Привалова, основатель и художественный руководитель — заслуженный артист РФ Игорь Тонин. |
|||
|
|
СЕКЦИЯ «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» |
|
10:08 — 10:46 |
Освоение приемов игры на балалайке на начальном этапе обучения |
||
Аннотация: Способы преодоления типовых ошибок при изучении отдельных приемов игры на начальном этапе обучения. Спикер: Бусин Алексей, артист камерного зала «Петербургские серенады», ансамбля «Стиль квартет», ансамбля «Ладъ-квартет», лауреат международных и всероссийских конкурсов в составе ансамбля «Стиль квартет», преподаватель Санкт-Петербургской детской школы искусств № 37. |
|||
|
|
||
10:46 — 11:31 |
Балалайка и современность |
||
Аннотация: Использование современных аудио-видео возможностей в процессе обучения. Сочетание звука и изображения для получения высокохудожественного результата и, как следствие, повышение мотивации и заинтересованность в творчестве. Спикер: Желинский Евгений, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов доцент кафедры струнных народных инструментов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, солист оркестра «Метелица», композитор. |
|||
|
|
||
11:31 — 11:53 |
Инновационные технологии в изготовлении домр и балалаек |
||
Аннотация: Современные материалы и технологии, применямые в производстве музыкальных инструментов. Инновационные инструменты с звукоусилением и встроенными эффектами. Спикер: Якшин Максим, лауреат конкурсов, участник образцового коллектива России «Sarastus», представитель ООО «ПФМИ».
|
|||
|
|||
СЕКЦИЯ «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» |
|
||
11:53 — 12:31 |
Профессиональное становление скрипача в детской школе искусств: формула успеха |
||
Аннотация: Знакомство с авторской программой подготовки выпускников к поступлению в музыкальное училище. Учебно-методический комплекс «Формула успеха». Спикер: Мартышева Мария, кандидат искусствоведения, преподаватель высшей квалификационной категории класса скрипки и альта Санкт-Петербургской детской школы искусств имени М.И. Глинки, лауреат и обладатель Гран-при международных и всероссийских педагогических конкурсов, автор учебно-методических пособий и статей. |
|||
|
|
||
12:31 — 13:01 |
Практические вопросы формирования аппарата начинающего скрипача |
||
Аннотация: Практические приемы игры, используемые при первичном знакомстве ребенка с инструментом. Предлагаются упражнения для постановки правой и левой рук начинающего скрипача. Спикер: Заславская Янина, преподаватель Санкт-Петербургской детской школы искусств им. П.А.Серебрякова, лауреат международных конкурсов, награждена нагрудным знаком «За гуманизацию школы».
|
|||
|
|
||
13:01 — 13:29 |
Воспитание осознанного распределения смычка как важнейшего элемента музыкальной выразительности |
|
|
Аннотация: Комфортная и естественная постановка правой руки как основа дальнейшей работы над выразительностью. Воспитание навыка ведения смычка с разной скоростью. Владение динамикой = владение выразительностью. Спикер: Колобова Анна, дипломант и лауреат международных конкурсов, исполнитель мировых премьер произведений современных композиторов, преподаватель Санкт-Петербургской детской школы искусств № 37. |
|
||
|
|
||
13:29 — 14:00 |
Начальное обучение на гитаре в ДМШ. «Прогрессивные пьесы» для гитары |
||
Аннотация:Как выстроить обучение начинающих в классе гитары. Как сделать обучение интересным и продуктивным. Как объяснить сложные музыкальные понятия простым языком. Как не отбить желание учиться в музыкальной школе. Автор представляет свой альбом «Прогрессивные пьесы» для гитары. Спикер: Орочко Алексей, педагог по классу гитары детской музыкальной школы им. В.Я.Шебалина г. Москвы, композитор, автор многочисленных монографий, концертный исполнитель, лауреат всероссийских и международных конкурсов в номинации «Композитор». |
|||
|
|
||
14:00 — 14:45 |
Гитара как самостоятельный инструмент. Нюансы гитарного аккомпанемента для вокалистов |
||
Аннотации: Разговор о проблеме преподавания аккомпанемента на классической гитаре. Автор материала, имеющий многолетний опыт выступлений в качестве аккомпаниатора с народным артистом России Игорем Дмитриевым, заслуженным артистом России Леонидом Мозговым и др., поделится своими мыслями, наблюдениями и некоторыми практическими приемами. Спикер: Ильин Сергей, гитарист, композитор, автор и ведущий радиопередач, автор и исполнитель песен, заслуженный деятель искусств РФ.
|
|||
|
|
||
|
|
СЕКЦИЯ «ТЕОРИЯ МУЗЫКИ» |
|
14:45 — 15:10 |
Просветительство как основная составляющая педагогической деятельности. Умение говорить о музыке |
||
Аннотация: Одна из насущных проблем современного российского музыкального образования, причем всех уровней и направлений, связана с приобщением учащихся и студенчества к просветительству. В этой области накоплен большой исторический и теоретический опыт. Его надо сделать достоянием молодежи и изучать. Эта задача актуальна и для образования, и для будущности российской музыкальной культуры. В ней есть как нравственный, так и профессиональный аспекты. Спикер: Овсянкина Галина, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. |
|||
|
|
||
15:10 — 15:38 |
Игра в ритм |
||
Аннотация: В музыкальном образовании проблема развития ритмического чувства стоит очень остро. Из всех музыкальных способностей именно оно труднее всего поддается развитию. О возможностях игровых форм работы с ритмическими формулами и пойдет речь в докладе. Спикер: Напольских Юлия, заведующий специализацией «Специальное фортепиано» в Сургутском колледже русской культуры им. А.С.Знаменского, преподаватель фортепиано, концертмейстер, руководитель Орф-ансамбля «Орфики». |
|||
|
|
||
15:38 — 15:51 |
Взаимодействие с родителями в процессе изучения сольфеджио в музыкальной школе |
||
Аннотация: О проблеме «не любви» к сольфеджио. Привлечение родителей к процессу обучения ребенка. Общими силами – к хорошему результату. Клуб родителей – любителей сольфеджио. Спикер: Донченко Раиса, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МКОУ ДО «Тельмановская ДШИ»,награждена Почетной грамотой Министерства культуры РФ, лауреат Ленинградского областного ежегодного конкурса профессионального мастерства «Звезда культуры». |
|||
|
|
||
15:51 — 16:15 |
Настольные игры как средство освоения музыкальной грамоты |
||
Аннотация: Буква, цифра, нота: общее музыкальное образование как обязательное слагаемое личности человека в XXI веке. Отечественные традиции настольных игр. Оптимизация содержания музыкальной грамоты и принципы его отражения «в детских способах видения» (Песталоцци). Спикер: Бергер Нина, заслуженный работник высшей школы РФ, президент общественного объединения «Музыка для всех», почётный преподаватель Асбестовского колледжа искусств Республики Саха (Якутия), доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. |
|||
|
|
||
16:15 — 16:35 |
Обучение основам нотного письма в музыкальных школах |
||
Аннотация: Нотная графика как средство коммуникации. Типичные и новые ошибки в оформлении нотного текста. Пособия, на которые можно и следует опираться при работе над грамотной записью нотного текста. Спикер: Коссович Екатерина, преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории музыкального училища им. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургского музыкального лицея. Автор нескольких учебных пособий. |
|||
|
|
||
16:35 — 16:55 |
Просветительство как основная задача подготовки печатных изданий для детей. Новые издания по теории музыки |
||
Аннотация: Просветительство как одна из основных задач при подготовке печатных изданий для учащихся. Представление новинок методической литературы по теоретическим дисциплинам. Спикер: Веселова Анна, главный редактор Издательства «»Союз художников»», главный редактор общероссийского журнала «Традиции», член Союза профессиональных литераторов, академик Петровской академии наук и искусств.
|
|||
|
|
||
16:55 — 17:00 |
Концертный номер — поздравление участников Форума |
||
Эстрин Борис, преподаватель класса ударных инструментов Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова, заслуженный работник культуры РФ. Концертный номер в исполнении учеников Эстрина Б. Завершение первого дня работы Музыкального зала |
3 ноября 2023 г.
|
|
СЕКЦИЯ «ВОКАЛ И ХОРОВОЕ ПЕНИЕ» |
|
10:00 — 10:30 |
Современные проблемы ранней профориентации юного вокалиста |
||
Аннотация: Разговор о том, что необходимо для поступления на вокальное отделение музыкальных учебных заведений. Советы профессионала. Спикер: Людько Мария, российская оперная певица и педагог, заслуженная артистка РФ, профессор, кандидат искусствоведения, декан вокально-режиссерского факультета, заведующая кафедрой камерного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова.
|
|||
|
|
||
10:30 — 11:13 |
И снова о методике вокального воспитания детей и подростков |
||
Аннотация: Выявление вокальных данных на начальном этапе занятий. Психолого-педагогические основы урока. Создание диалога: учитель-ученик – один из путей продвижения. Подбор репертуара – важнейшее средство воспитания интереса к предмету. Об открытых уроках и мастер-классах. Спикер: Сергеев Борис, преподаватель класса сольного пения Царскосельской гимназии искусств имени А. Ахматовой, заслуженный работник культуры РФ, лауреат международных конкурсов, член правления Межрегионального Союза концертных деятелей.
|
|||
|
|
||
11:13 — 11:46 |
Работа с интонационно-фонетическими упражнениями по фонопедическому методу развития голоса в классе академического вокала ДМШ |
||
Аннотация: В сообщении затронуты основные аспекты работы над интонационно-фонетическими упражнениями, занимающими важное место в фонопедическом методе развития голоса. Задача этого метода — помощь в формировании и выявлении музыкальных способностей ученика и в предупреждении возникновения вокально-технических проблем. Вы узнаете об истоках метода, его характерных особенностях и возможностях, а также о технологии использования на практических примерах в работе с детьми. Спикер: Уфимцева Анастасия, преподаватель академического вокала в ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа имени Н.Я. Мясковского», лауреат международных конкурсов, аспирант АНО ВО «Институт современного искусства».
|
|||
|
|
||
11:46 — 12:29 |
Сохранение традиций древнерусского певческого искусства |
||
Аннотация: История возрождения изучения Древнерусского певческого искусства в XX веке и в настоящее время. Недостаток в системном изучении этой темы в курсе музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ. Предлагается методика включения музыкальных шедевров русского Средневековья в занятия по слушанию музыки и музыкальной литературы. Изучение песнопений, как фактор духовного и патриотического воспитания подрастающего поколения России. Спикеры: Кручинина Альбина, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А. Римского-Корсакова, заведующая научно-исследовательской лабораторией Русской музыкальной медиевистики им.М.В.Бражникова, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ. Гаевская Анна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Санкт-Петербургской детской музыкальной школы им. Г.А.Портнова, магистрант кафедры Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова. |
|||
СЕКЦИЯ «ЗВУКОЗАПИСЬ» |
|
||
12:29 — 12:50 |
Инструменты поддержки и развития интереса к музыке |
||
Аннотация: Обзор различных инструментов, направленных на поддержку и развитие интереса к музыке. Спикер: Селиверстов Дмитрий, музыкант, резидент европейских и российских лейблов электронной музыки. Спонсор: Izoroom |
|||
|
|
||
12:50 — 13:10 |
Современная микрофонная техника «Октава» для детских музыкальных школ и школ искусств |
||
Аннотация: Презентация первой вокальной беспроводной системы российского производства; модели вокальных динамических микрофонов, предназначенных для концертной деятельности, проведения презентаций и конференций, оборудования муниципальных организаций, учреждений основного и дополнительного образования и самостоятельной творческой деятельности, вокальная радиосистема с поясным передатчиком и микрофоном на оголовье и петличкой, а также микрофоны для оборудования клубов и библиотек в малых городах и селах. У участников Форума будет возможность оставить заявку на тесты микрофонов. Спикеры: Стальнова Любовь, генеральный директор ООО «Октава Дизайн и Маркетинг»; Бельков Павел, ведущий инженер-испытатель ООО «Октава Дизайн и Маркетинг» (презентация).
|
|||
|
|
||
СЕКЦИЯ «ФОРТЕПИАНО» |
|
||
13:10 — 13:38 |
Техническое воспитание пианиста |
||
Аннотация: Трансформация понятия «фортепианная техника» в связи с историей развития инструментария и связанного с этим эстетического подхода. Цель начального этапа обучения: понятие целостности пианистического аппарата, правильность выбора темпа в домашней работе ученика, выработка определенных умений и навыков и появление так называемых наработанных автоматизмов. Спикер: Радышевская Наталия, пианист-педагог высшей категории, преподаватель класса фортепиано санкт-петербургской детской школы искусств им. М.Л. Ростроповича, автор учебно-методических пособий. |
|||
|
|
||
13:38 — 14:08 |
Работа над звуком |
||
Аннотация: Умение правильно извлекать звук — технологическая задача. Слуховой контроль — залог владения красочным звучанием. Разнообразие звукоизвлечения и его зависимость от удобства владения роялем и образного мышления. Спикер: Зуева Алефтина, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель специального фортепиано в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Н.А.Римского-Корсакова. |
|||
|
|
||
14:08 — 14:43 |
Этюды как художественный материал для развития технических навыков юных пианистов |
||
Аннотация: Понятие «техника», умения и навыки, свободное владение инструментом. Систематический подход к комплексному развитию техники пианиста. Спикер: Климова Марина, руководитель фортепианного отдела СПб ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская музыкальная школа N7», ведущий концертмейстер Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, лауреат международных конкурсов. |
|||
|
|
||
14:43 — 15:15 |
Фортепианное творчество А. С. Даргомыжского |
||
Аннотация: Краткий обзор фортепианного наследия композитора. Крупная форма (на примере вариаций на песню «Винят меня в народе») и лирические пьесы в творчестве Даргомыжского. Воплощение столкновения двух разных характеров в одном произведении. Спикер: Рябчиков Виктор, преподаватель фортепиано в Академии хорового искусства имени В.С. Попова, автор цикла передач о жизни и творчестве русских композиторов на радио «Орфей», один из организаторов и вице-президент общества имени М.И. Глинки в Москве, почетный член Берлинского общества друзей Глинки, организатор фестиваля памяти Глинки в Москве, Швейцарии, Швеции и Англии.
|
|||
|
|
||
15:15 — 15:38 |
Роль родителей на начальном этапе занятий музыкой в школах искусств |
||
Аннотация: В докладе будут обсуждены вопросы взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей в сфере музыкального образования, механизмы влияния родителей на самореализацию их детей. Даны примеры как положительной так и отрицательной «помощи» родителей, влияния родительского музыкального опыта на грамотно организованные домашние занятия. Спикер: Штром Анна, профессор кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, преподаватель детской школы искусств им. А.П.Бородина, г. Санкт-Петербург, лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения. |
|||
|
|
||
15:38 — 16:11 |
Нотная грамота – друг или враг? |
||
Аннотация: Можно ли облегчить малышу знакомство с нотами, ключами, линейками. Какие книги и сборники использовать. Целесообразный порядок знакомства ученика с элементами нотной записи. Что такое навык групповой читки и другие вопросы методики обучения нотной грамоте и чтения нот с листа. Спикер: Черлова Ольга, пианистка, преподаватель-методист Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова, лауреат международных конкурсов, лауреат премий Правительства Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» и Международного фонда развития образования в сфере культуры и искусств «Орфей», председатель попечительского совета «СПб фонда развития культуры и искусства», ведущая курсов повышения квалификации в России и странах ближнего зарубежья. |
|||
|
|
||
16:11 — 16:35 |
Развитие творческого воображения детей. Рисуем музыку звуками |
||
Аннотация: Воображение и фантазия в современном мире. Воображение как основная психическая функция, обеспечивающая игру ребенка. Взаимосвязь музыкальных способностей и творческого воображения. Роль детских рисунков и словесных (стихотворных) текстов в развитии интонационного слуха. Программные пьесы в репертуаре учащихся младших и средних классов музыкальных школ. Сюжет «Кукольный бал», или путешествие в страну оживших игрушек. Спикеры: Черлова Ольга, пианистка, преподаватель-методист Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова, лауреат международных конкурсов, лауреат премий Правительства Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» и Международного фонда развития образования в сфере культуры и искусств «Орфей», председатель попечительского совета «СПб фонда развития культуры и искусства», ведущая курсов повышения квалификации в России и странах ближнего зарубежья; Лебедева Ирина, преподаватель, заведующий фортепиано на хоровом отделении Санкт-Петербургской детской школы искусств № 37, автор методических работ, сборников и учебных программ, лауреат премии «Орфей», лауреат Международной премии педагогического мастерства в области культуры и искусств «Лучший в профессии». |
|||
|
|||
16:35 — 17:25 |
Концертный обзор учебно-методической литературы по фортепиано |
||
Аннотация: Знакомство с учебно-методической литературой, выпущенной издательством. Иллюстрации сборников концертными выступлениями и комментариями. Спикеры: Веселова Анна, главный редактор ООО Издательства «Союз художников», главный редактор общероссийского журнала «Традиции», член Союза профессиональных литераторов, академик Петровской академии наук и искусств;
Воробьева Елена, главный специалист по рекламно-выставочной деятельности ООО Издательства «Союз художников». Музыкальные иллюстрации в исполнении: Климова Марина, руководитель фортепианного отдела СПб ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская музыкальная школа N7», ведущий концертмейстер Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, лауреат международных конкурсов; Медведева Надежда, кандидат искусствоведения, лауреат международных и всероссийских конкурсов, доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, член Союза композиторов СПб. Учащиеся Санкт-Петербургского училища им. Н.А. Римского-Корсакова Александр Фадеев и Анна Севостьянова (класс ИСР преподавателя Черловой О.А.). |
|||
|