Инструкция участника Форума |
10:00 — 11:30 |
Пленарное заседание «Сохранение культурного наследия: вызовы и векторы для образования» |
||
Аннотация: Значение культурного наследия для формирования здорового общества, бережно относящегося к традиции, опирающегося на опыт предшествующих поколений и культурную память, очевидно. Тем не менее существуют социокультурные проблемы, которые затрудняют или вовсе не позволяют ввести произведения культуры в ценностный мир современного человека. Эти проблемы связаны, с небывалым распространением продуктов массовой культуры, процессами глобализации и медиатизации, и с ослаблением чувства истории, характерным для культуры постмодернизма. Какие шаги должна сделать система образования, чтобы сделать ближе и понятнее культурное наследие современному ребенку? Модератор: Егорова Ирина, президент Ассоциации участников рынка артиндустрии Спикеры: Колобов Дмитрий, директор департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга России; Каракчиева Инна, ведущий эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ (презентация); Гончарова Оксана, директор ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (презентация); Максимович Валентина, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, заслуженный учитель России, президент Высшей школы народных искусств; Долгов Вячеслав, член Российской Академии художеств, председатель правления Национального союза народных художественных промыслов (презентация). |
|||
Секция «Развитие дошкольников и младших школьников средствами народного искусства и культуры» |
|
||
11:30 — 12:15 |
Воспитательный потенциал народного искусства в современной образовательной среде: от модели к арт-методикам |
||
Аннотация: В лекции будет раскрыта роль народного искусства в воспитании детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста; научно обосновано его место в социокультурной образовательной среде, представлены авторская модель и арт-методики приобщения детей к традициям и ценностям народной культуры. Спикер: Лыкова Ирина, доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», академик МАНПО, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, автор инновационных программ и методик социокультурной и художественно-эстетической направленности, г.Москва. (презентация). |
|||
|
|||
12:15 — 12:35 |
Социализация дошкольников через декоративно-прикладное творчество |
||
Аннотация: Социализации дошкольников через декоративно-прикладное творчество в условиях многонационального коллектива детей. Раскрываются методы знакомства детей с декоративно-прикладным искусством народностей, представителями которых являются воспитанники детского сада (русские, узбеки, таджики, армяне, татары, марийцы) через разнообразные виды продуктивной деятельности. Спикер расскажет и о самостоятельно изготовленных играх, и о методических пособиях по теме. Спикер: Соколова Надежда, воспитатель, МАДОУ Детский сад №33 «Гармония» комбинированного вида, г. Нижний Тагил (презентация). |
|||
|
|||
12:35 — 12:55 |
Календарь-путеводитель по русским народным традициям: приобщаем дошкольников к родной культуре |
||
Аннотация: Сегодня особую значимость приобретает совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на приобщение к культурным традициям родной страны, национальным ценностям российского общества. «Календарь-путеводитель по русским народным традициям» – это методический ресурс для организации воспитательного процесса в ДОО, содержание которого интегрирует базовые духовно-нравственные ценности и культурные традиции родной страны, транслирует уважительное отношение к людям, природе, родному дому, труду. Используя данный ресурс, педагоги смогут выстраивать собственный маршрут ознакомления детей с миром русских народных традиций. Вариативно реализовать содержание календаря-путеводителя позволят разнообразные формы воспитательных событий: беседы, разные виды игр, наблюдения, художественный труд, STEM-задания – о которых будет рассказано в выступлении. Спикер: Акимова Юлия, магистр педагогики, почетный работник общего образования РФ, со-руководитель инновационного проекта «Раскрытие воспитательного потенциала STEМ-образования» ФИСО, автор и разработчик проекта «Родная игрушка» (презентация). Спонсор: АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» |
|||
|
|||
12:55 — 13:15 |
Приобщение дошкольников к культурному наследию |
||
Аннотация: Кроме интересных фактов об игре на ложках, спикер расскажет о важности развития чувства ритма для дошкольника. Как в этом помогает игра на ложках и ансамблевая игра? Какие музыкально дидактические игры стоит включить в работу. Спикер: Старушкина Ирина, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 23 «Ромашка», г.Сухой Лог, с.Знаменское, Свердловская область. |
|||
|
|||
13:15 — 13:35 |
Знакомство с традиционными художественными росписями Архангельской области через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в начальной школе |
||
Аннотация: Архангельская область богата народными промыслами. На примере урока ИЗО спикер продемонстрирует организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся, этапы работы и создание проекта «Росписи Архангельской области». Спикер: Елсакова Наталья, Учитель высшей категории, МОУ «СОШ №2» г. Котлас, Архангельской области. |
|||
|
|||
13:35 — 13:55 |
Презентация лучших практик анимационной педагогики |
||
Аннотация: В рамках презентации будет представлен практический опыт по созданию небольших мультфильмов дошкольниками на темы народного искусства и культуры. Спикер: Бережецкая Елена, методист ГБОУ Школа № 1499, г.Москва (презентация). Спонсор: Сиреневая Мультстудия (ИП Шубин Д.Н.) |
|||
|
|||
13:55 — 14:05 |
Дистанционные технологии и изучение народных традиций |
||
Аннотация: Вовлечение детей в изучение и изготовление тряпичных народных куколок посредством дистанционного обучения. Спикер: Пономарева Галина, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Коношский РЦДО», п.Коноша, Архангельская область (презентация). |
|||
Секция «Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» |
|||
14:05 — 15:35 |
Экспертная дискуссия «Адаптированные программы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в целях их социокультурной реабилитации» |
||
Аннотация: В целях социокультурной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 2022 году разработан и опубликован «Реестр адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной и социально-гуманитарной направленностей. Реестр адаптированных дополнительных образовательных общеразвивающих программ художественной и социально-гуманитарной направленностей (РЕЕСТР АДООП) включает 32 программы по различным видам художественного творчества и социально-гуманитарной деятельности для детей-инвалидов по 8 нозологиям. Модератор: Данилова Татьяна, руководитель федерального ресурсного центра художественной направленности ФГБУК «ВЦХТ». Спикеры: Полуянчик Валентина, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, МБУ ДО г. Ульяновска «Детско-юношеский центр «Планета (презентация); Цибизова Елена, кандидат педагогических наук, заведующая отделом МБОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской», г. Новокузнецк; Жукова Алена, АНО «Межрегиональный центр по делам детей и молодежи», г. Санкт-Петербург (презентация); Баранова Наталья, заместитель директора ГБОУ школа № 827 г. Москвы; Криницкая Галина, начальник научно-методического отдела ФГБУК «ВЦХТ». |
|||
15:35 — 15:55 |
Театр в чемодане |
||
Аннотация: Возможности театральной педагогики для реализации задач патриотического воспитания через приобщение к традиционным отечественным духовно-нравственным ценностям и знакомство с национальной исконной культурой, формирования основ гражданской идентичности. Спикер: Кожевникова Виктория, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии семьи и детства Института психологии Л.С. Выготского ФГБОУ ВО РГГУ, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования ФГБНУ ИФВ РАО, научный руководитель Ассоциации Фребель-педагогов, лауреат Премии Правительства РФ в области образования (презентация). Спонсоры: ООО ФРЕБЕЛЬ-РУС и Ассоциация Фребель-педагогов |
|||
Секция «Хореография» |
|||
15:55 — 16:20 |
Сохранение традиций танцевального фольклора |
||
Аннотация: Плясовая культура Северо-Запада России (Архангельская, Кировская и Вологодская области). Навыки синкретического исполнения в обучении народной хореографии. Знакомство с разными жанрами танцевального фольклора. Спикеры: Угловская Зоя, руководитель ансамбля народного танца «Играньице», народного коллектива – ансамбля русской песни «Горница»; Чернова Маргарита, методист, преподаватель высшей категории, директор МБУ ДО «Великоустюгская детская школа искусств». Спонсор: ООО «Издательство «Союз художников» |
|||
|
|||
16:20 — 16:35 |
Стилизованный танец «Моя Россия» |
||
Аннотация: Русский народный танец один из самых традиционных видов народного творчества. На протяжении веков сохраняется его красота, изящество и размах. Спикер представит мастер-класс по работе с коллективом над танцем «Хоровод». Спикер: Баландина Наталья, художественный руководитель образцового хореографического ансамбля «Сюрприз» Дворца детского и юношеского творчества г. Симферополь. |
|||
16:35 — 16:55 |
Татарский народный танец |
||
Аннотация: Мастер-класс по основным движениям яркого народного танца астраханских татар. Спикер: Рамазанова Зайтуна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель образцово-художественного ансамбля народного танца «ТАНТАНА», ГАУ ДО Астраханский областной центр развития творчества. |
|||
16:55 — 17:15 |
Презентация международного проекта «Славянский венок: историческое и культурное единство славянских народов» |
||
Аннотация: Концепция проекта «Славянский венок», его цели и задачи, целевые группы, общественная и социальная значимость. Спикер: Тихонычева Мария, ректор НОУ ВПО «Институт языков и культур имени Льва Толстого», кандидат педагогических наук, член рабочей группы Комитета по делам национальностей ГД РФ, «Отличник народного просвещения» (презентация).
|
02 ноября 2022 г.
10:00 — 11:30 |
Развитие художественной направленности дополнительного образования в условиях актуальных задач и глобальных вызовов |
||
Аннотация: На секции будет представлен аналитический обзор развития художественной направленности дополнительного образования на основе мониторингов, проведенных в сфере дополнительного образования ФГБУК «ВЦХТ» за период 2021-2022 гг. Модератор: Данилова Татьяна, руководитель федерального ресурсного центра художественной направленности (презентация); Спикер: Львова Лариса, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (презентация); Жадаев Дмитрий, начальник отдела «Проектный офис федерального оператора ФГБУК «ВЦХТ» (презентация); Лавренова Татьяна, начальник отдела цифровизации ФГБУК «ВЦХТ» (презентация). |
|||
|
|||
Секция «Художественные росписи и керамика» |
|
||
11:30 — 11:50 |
Полховско-майданская роспись: от промысла к культурному наследию |
||
Аннотация: Опыт работы детского объединения «Юный художник» МБУ ДО «Вознесенский районный ДДТ» по приобщению детей к истокам, знакомству учащихся с видами народного творчества – художественной росписью и ее особенностями, культурой прошлого и настоящего. Спикеры: Антонова Нина, методист высшей квалификационной категории, МБУ ДО «Вознесенский районный ДДТ», Нижегородская область, Вознесенский район, р.п.Вознесенское; Маньжова Мария, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, МБУ ДО «Вознесенский районный ДДТ», Нижегородская область, Вознесенский район, р.п.Вознесенское (презентация). |
|||
|
|
||
11:50 — 12:05 |
Мастер-класс «Гаютинская роспись» |
||
Аннотация: Гаютинская роспись — многоцветье на густом вишневом, красно-коричневом или охристом фоне с мелким бисерным узором из цветочных розеток, образованных точками и лепестками. В основе композиции – древо-цветок, побег, который завершается плодом с точками-семенами внутри. Мастер-класс — прекрасный способ рассмотреть технику росписи. Спикер: Корчагова Любовь, мастер народных художественных промыслов, г.Вологда. |
|||
|
|
||
12:05 — 12:25 |
Плешковский гончарный промысел на занятиях в художественной школе |
||
Аннотация: В выступлении речь пойдет не только об истории Плешковского гончарного промысла, но и об изучении особенностей приёмов лепки и росписи Плешковской игрушки-свистульки, подготовке и организации учебного процесса, формировании у обучающихся бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России. Спикер: Сапрыкина Елена, народный мастер России, преподаватель высшей квалификационной категории, член Международного союза педагогов-художников, член Гильдии Арт Педагогов России (презентация). |
|||
|
|
||
12:25 — 12:40 |
Виртуальная экскурсия в музей дымковской игрушки |
||
Аннотация: Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Кировское городское отделение «Союз художников России — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» — продолжает добрые традиции в сохранении древнего вятского промысла и приглашает посетить Музей дымковской игрушки Спикер: Шишкина Мария, экскурсовод, победитель всероссийских конкурсов «Лучший экскурсовод. Народный промысел» и «Лучший экскурсовод. Музей НХП», специалистом по художественной деятельности в организации СХР-НХП «Дымковская игрушка» . |
|||
|
|
||
12:40 — 12:55 |
Мастер-класс «Харовская роспись» |
||
Аннотация: Харовская роспись по дереву была распространена на территории Харовского района Вологодской области. Она широко представлена в экстерьерах, интерьерах крестьянских изб, а также в виде декора на предметах народного быта. Харовская роспись по дереву относится к свободно-кистевым росписям с оживкой высветлением, пробелами и графической оживкой. В ее сюжетах — растительные и зооморфные мотивы, львы, реже ветвистые деревья, люди и птицы. Мастер-класс — прекрасный способ рассмотреть технику росписи. Спикер: Корчагова Любовь, мастер народных художественных промыслов, г.Вологда. |
|||
Cекция «Шитье, текстиль, работа с тканью» |
|
||
12:55 — 13:15 |
Женский кубанский казачий костюм на занятиях по моделированию и конструированию одежды |
||
Аннотация: Особый субэтнос Краснодарского края – кубанское казачество. Поговорим об истории, традициях казаков и женском кубанском казачьем костюме. Опыт включения регионального компонента в образовательную программу «Моделирование и конструирование одежды». Использование кубанского колорита в разработке современных моделей одежды. Спикер: Ткаченко Мария, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края (презентация). |
|||
|
|
||
13:15 — 13:23 |
Виртуальная экскурсия в музей оренбургского пухового платка |
||
Аннотация: Знаменитый пухо-вязальный промысел зародился в оренбургских казачьих станицах. Женское население казачьих станиц стало заниматься вязанием платков и очень скоро эти платки завоевали сердца модниц и в России, и в Европе. Спикер: Алятина Анна, экскурсовод. |
|||
|
|||
13:23 — 13:43 |
Авторский педагогический проект |
||
Аннотация: Как привить значимость традиционной культуры, показать ее место в современной жизни? Как понятными для школьника способами сделать культурологическую и этнографическую информацию личностно-значимой? Спикер: Афанасьева Юлия, руководитель Школы традиционной культуры «Терем» Центра дополнительного образования «Алые паруса», г.Новосибирск (презентация). |
|||
|
|||
13:43 — 14:05 |
Технологии моды |
||
Аннотация: Примеры и опыт правильной организации учебного процесса в образовательных организациях по направлению «Мода». Развитие креативного мышления и творческих навыков, интеграции с изобразительным искусством и технологиями быта, прикладные задачи и проектирование. Спикер: Кадун Виталий, генеральный директор ООО «ЭЛФОРТ», официальный партнер WorldSkills Russia в компетенции «Технологии моды» (презентация). Спонсор: ООО «ЭЛФОРТ» |
|||
|
|||
14:05 — 14:20 |
Традиции и современность в ненецком народном костюме |
||
Аннотация: Культура и традиции коренных малочисленных народов севера, населяющих ЯНАО – ненцев. Об исторической памяти народа, запечатленной в традиционном орнаменте. Чему учатся на уроках технологии дети в школе-интернате, чьи родители ведут кочевой и полукочевой образ жизни? Традиционный и инновационный подходы к учебно-воспитательному процессу. Спикер: Инауридзе Елена, учитель технологии МКОУ Тазовской муниципальной общеобразовательной школы-интерната, п. Тазовский, ЯНАО. (презентация). |
|||
|
|||
14:20 — 14:30 |
Текстильный коллаж в лубочном стиле на занятиях в ДХШ |
||
Аннотация: Доклад знакомит с особенностями работы над текстильным коллажем в лубочном стиле с детьми: как выбрать тему, подобрать текстильные материалы и дается подробное описание хода работы. Спикер: Орлова Ульяна, преподаватель 1 категории, МАУ ДО «ДХШ» г. Шуя Ивановской области (презентация). |
|||
14:30 — 14:38 |
Виртуальная экскурсия на промысел «Михайловское кружево» |
||
Аннотация: Рязанское кружево – крупное явление в русском прикладном искусстве. Особенно оригинальный, самобытный характер оно получило в городе Михайлове и Михайловском уезде Рязанской губернии. В разное время здесь господствовали и разные типы кружевного плетения: тончайшее многопарное кружево «рязанского манера» и «травчатое», а также сцепное. С бытом рядовых горожан Михайлова и его окрестностей связан третий способ плетения – численный. Именно местное численное кружево получило широкую известность под названием «Михайловского». Спикер: Преснова Татьяна, художник народного искусства, заслуженный художник Российской Федерации |
|||
14:38 — 14:50 |
Стилизация фигуры человека в народном костюме. Женский образ в технике коллаж |
||
Аннотация: Презентация методики изучения русского народного женского костюма через стилизацию в технике коллажа на занятиях в художественной школе. Демонстрация этапов работы и результатов освоения задания стилизации фигуры человека с облучающимися 13-14 лет. Спикер: Метелкина Ксения, преподаватель высшей квалификационной категории МАУ ДО «Детская художественная Школа», г. Шуя, Ивановская область (презентация). |
|||
Секция «Проектная деятельность» |
|||
14:50 — 15:10 |
Приобщение детей к национальной культуре через татарский фольклор |
||
Аннотация: Как через активную фольклорную деятельность педагоги формируют у обучающихся навыки разговорной татарской речи, устойчивый интерес к пению, театральному искусству, к краеведению. Приобщают их к истокам татарской народной культуры. Спикер: Декет Альфира, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, руководитель образцового татарского коллектива «Якташ», победитель регионального этапа и призёр Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», БОУ ДО «Центр детского творчества», г.Тара, Омская область. |
|||
15:10 — 15:35 |
Особенности проектной деятельности в ГБОУ ДО ДТиМ «На Стопани». Этапы и особенности реализации проекта «Этномодерн» |
||
Аннотация: Презентация опыта создания для обучающихся положительного социокультурного пространства, в котором традиционная культура становится понятной и актуальной. Интересные проекты с использованием исследовательской и творческой деятельностей. Их характеристика, особенности и механизмы реализации. Спикеры: Чуева Елизавета, методист ГБОУ ДО ДТДиМ «На Стопани», г.Москва; Моисеева Ирина, педагог дополнительного образования, руководитель художественной студии «Мир искусства», заместитель председателя Всероссийского совета лидеров молодежныx этноинициатив Центра культуры народов России (презентация). |
|||
15:35 |
Интерактивная карта памятных мест |
||
Аннотация: Презентация образовательной программы «Интерактивная карта памятных мест». Памятники несут в себе историческое и культурное значение, вносят разнообразие и характерные особенности в архитектуру города, но с их помощью возможно привить уважение школьников к историческим ценностям, дать возможность ощутить чувство гордости за страну и свою малую Родину. Спикер: Радионова Светлана, учитель искусства, права, обществознания МАОУ СОШ №38, г. Тюмень (презентация). |
|||
Секция «Необычные творческие техники» |
|||
15:45 — 15:55 |
Мастер-класс «Изготовление тымырдайы. Плетение из конского волоса» |
||
Аннотация: Плетение из конского волоса – древнее ремесло народа Саха. Сегодня этот вид ремесла возрождается. Какие же изделия создаются в традиционной манере якутского плетения? Спикер: Гермогенова Татьяна, мастер народных промыслов Республики Саха, педагог дополнительного образования, МАНОУ «Дворец детского творчества им. Ф.И. Авдеевой», г.Якутск. |
|||
|
|||
15:55 — 16:10 |
Квиллинг как ремесленное хобби |
||
Аннотация: Что такое квиллинг и как он развивается в России? Опыт организации кружка по квилингу и значимость таких занятий для развития ребенка. Мастер-класс по изготовлению открытки. Спикер: Канцыбина Екатерина, педагог МАОУ СОШ № 146, г.Екатеринбург (презентация). |
|||
|
|||
16:10 — 16:25 |
Мастер-класс «Крымско-татарская вышивка золотом» |
||
Аннотация: Среди старинных ремесел и домашних рукоделий крымских татар одним из наиболее привлекательных и ярких является шитье золотыми нитями. Крым. Орнаментное шитье крымских татар – это татар ишлеме (двустороння гладь), эсаб ишлеме (двусторонняя счетная турецкая вышивка), телли (шитье металлической площёнкой), букме (шитье шнурком), каснак (тамбурное шитье), мыкълама (золотное шитье), а также ряд дополнительных видов (аппликация, пайетки, жемчуг, бисер и пр.). Спикер: Идаева Лилия, методист отдела изобразительного и декоративно-прикладного творчества Дворца детского и юношеского творчества, г. Симферополь. |
|||
|
|||
16:25 — 17:05 |
ОБЗОР «Учебно-методическая и тематическая литература по художественному образованию» |
||
Спикер: Воробьева Елена, главный специалист по связям с общественностью и рекламно-выставочной деятельности ООО «Издательство «Союз художников», г.Санкт-Петербург |